4.21.2021

Кто обзывается, тот сам так называется. О сквернословии

 Когда я была маленькой девочкой, и меня кто-нибудь обзывал, то я говорила в ответ: «Кто обзывается, тот так и называется». Оказывается, у Бога есть такой закон: то, что ты сделал другому, то ты сделал и себе. Каждое плохое слово, которое мы сказали другому человеку остается невидимым шлепком грязи на нашей одежде.

Статья «Бранные слова «взрываются» в генетическом аппарате человека», видимо, задела многих. И я вспомнила, что несколько лет назад проводила беседу о сквернословии в детской библиотеке для учеников 6 класса, им было по 12 лет.

Привожу полный текст этой беседы. Свои комментарии буду размещать в скобках. (Это был мой первый опыт общения с целым классом, поскольку я не учитель, а врач и даже не педиатр).

Здравствуйте, дорогие друзья! Спасибо, что вы пришли сегодня на нашу встречу. (Хотя эта встреча была организована заведующей библиотеки по просьбе классной руководительницы, и дети были здесь не по своему желанию. Мы все сидели за круглым столом).

Сегодня мы будем говорить о сквернословии. И начнем мы с очень коварного вопроса, но который я прошу ответить честно. Я все равно не узнаю, кто из вас как ответил. Вы просто дадите ответ «да» или «нет». Для этого положите руки на колени и «поднимите» там руку, как вы это делаете в классе, когда хотите ответить на вопрос.

А вопрос такой: Говорили ли вы хоть раз плохие слова? (Руки детей под столом зашевелились).

Вы знаете, что такое слово. СЛО́ВО – это исключительная способность человека выражать свои мысли и чувства; слово дает нам возможность общаться друг с другом. Попробуйте, произнося только один звук, например, А-А-А, попросить у мамы или у друга помощи. Не размахивайте при этом руками, не махайте головой, не вертитесь юлой. (Звуки зазвучали, стулья заскрипели, я так думаю, что ребята пинали друг друга ногами, один мальчик упал со стула).

Слово очень необходимо в нашей жизни. Если слово хорошее, пространство насыщается добрыми энергиями, и оно может кому-то помочь. С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; слова связывают нас друг с другом. Слова обладают целительной силой. Молитвой, словом исцеляли многие болезни. Добрые, спокойные, утешительные слова могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность в себе, укрепить его дух.

Ах, как нам добрые слова нужны! Не раз мы в этом убеждались с вами, а может, не слова – дела важны? Дела делами, а слова – словами. Они живут у каждого из нас. На дне души до времени хранимы, чтоб их произнести в тот самый час, когда они другим необходимы!

А что такое сквернословие? Это слово состоит из двух частей – скверна и слово. Что такое скверна? Мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, грязь. Тогда получается, что сквернословие - это речь, наполненная грязными, противными словами, неприличными выражениями, бранью.

(М. Матусовский)

Есть слова пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами.

Я советую людям при ссорах

Осторожнее быть со словами.

Мир устроен на этой основе,

И достаточно, в общем, серьёзно:

О любом опрометчивом слове

Пожалеете рано иль поздно

Вы к словам проявляйте терпение,

Не берите в расчёт кривотолков.

Ведь от них остаются раненья,

Как от мелких, но острых осколков.

Кто обзывается, тот сам так называется. О сквернословии

150 лет назад услышать на улице нецензурное выражение было попросту невозможно. Потому что сквернословящего человека по закону могли публично выпороть. Считалось, что матерными словами оскорблялась, во-первых, Богородица, во-вторых, родная мать человека и, наконец, мать-земля. Существовало представление, что матерная брань наказывается стихийными бедствиями, несчастьями и болезнями. Нелишне будет вспомнить, что за нецензурную брань в общественном месте даже по Уголовному кодексу нашей страны, лет семьдесят назад, полагалось 15 суток ареста.

Кто обзывается, тот сам так называется. О сквернословии

А сейчас вы готовы поиграть? Есть очень симпатичный виртуальный человечек. Я предлагаю вам сейчас взять в руки карандаш или ручку и написать плохие слова, которыми вы иногда пользуетесь на кусочке бумаги. Не используйте буквы, не оскверняйте их. Просто поставьте точки вместо букв. Я понимаю, что человечек красивый и вам не хочется обзывать его разными нехорошими словами. Но это игра. Давайте просто представим, что в этого человечка летят разные оскорбительные слова, возьмем иголки и приколем ваши бумажки на тело этого человечка. (Ребята активно взялись за дело, некоторые смотрели на своих товарищей, но написали все. Результат на рисунке).

Кто обзывается, тот сам так называется. О сквернословии

(Обратите внимание куда больше всего дети прикрепляли бумажки. До 12 лет дети интуитивны и через них можно увидеть Истину).

Посмотрите на нашего человечка. Ваши бранные слова похожи на грязные пятна на его одежде, на лице, руках и ногах. Когда я была маленькой девочкой, и меня кто-нибудь обзывал, то я говорила в ответ: «Кто обзывается, тот так и называется». Оказывается, у Бога есть такой закон. То, что ты сделал другому, то ты сделал и себе. Каждое плохое слово, которое мы сказали другому человеку остается невидимым шлепком грязи на нашей одежде, на лице, на нашем теле. (Дети засмущались и отпустили глаза).

Что нам теперь делать таким грязным, облепленным всякими нехорошими словами? В душ бежать? Это может помочь, но не полностью. Для полного очищения придется стоять и тереть себя щеткой с мылом часа два. Есть один способ очистить себя от этих невидимых шлепков грязи. Давайте попросим прощения у этого человечка, можно про себя, и снимем с него все наши грязные слова. А чтобы быть всегда чистыми, постараемся не произносить бранных слов НИКОГДА. (Все дети встали и стали снимать свои надписи с человечка. Некоторые бежали, чтобы поскорее это сделать).

У нас есть еще одно хорошее очищающее средство. Это ультрафиолетовый свет. Его используют в больницах для очищения пространства от микробов. Мы не видим этот свет, но можем представить его фиолетовым пламенем. Чтобы оно хорошо нас почистило, нам нужно представить себя и этого человечка окутанными фиолетовым пламенем. А еще нам нужно правильное умное слово. Давайте скажем вместе:

Я ЕСМЬ фиолетовое пламя. Мой друг есть фиолетовое пламя. Моя мама есть фиолетовое пламя. Мой папа есть фиолетовое пламя. Весь мир есть фиолетовое пламя.

Кто обзывается, тот сам так называется. О сквернословии

И пока вы говорите это, невидимое фиолетовое пламя очищает вас и ваших родителей, ваших друзей от всех плохих выражений и слов, когда-то сказанных вами. И происходит чудо. (Дети сидели с закрытыми глазами. У некоторых шевелились губы).

Как научиться не сквернословить? И сейчас прошу ответить на второй вопрос. В какой ситуации вы обзывались и произносили браные слова? Вспомните. (Ответы детей: во время драки, когда первым обзывался он, когда хотелось стукнуть, но драться нельзя, когда меня обижали, когда надо мной смеялись).

Чтобы проявить свою независимость. Когда плохое настроение. Когда вам кто-нибудь надоел своими приставаниями. Потому что все так говорят. Вы хотите быть как все вокруг. Это модно. Когда вы не уверенны в себе. Потому что вы сильно разозлились. Не хватает слов для выражения своего состояния. Эмоциональная разрядка. Неуважение, унижение.

Что же делать в таких ситуациях и не ругаться? Можно улыбнуться или даже рассмеяться и отойти в сторону. Можно неожиданно предложить человеку свою помощь и дружбу.

Это помогло моему сыну, когда он служил в армии, не стать объектом насилия. К нему приставали с издевками солдаты с Кавказа. Мой сын просто сказал им, что понимает их состояние, что им не комфортно жить в условиях казармы, после свободной жизни в горах. И после этого его стали защищать и помогали в трудных ситуациях. Это действительно произошло в жизни моего сына, я не придумала. (Есть еще очень хороший способ не ругаться, когда что-то не получается. Например, когда гвоздь погнулся, и другой, и третий… Вспомните львиный рык. Попробуйте постучать кулаками по груди, но не до синяков и порычать так, чтобы рык исходил как бы изнутри. Удивительно, но это помогает).

Запомните, дорогие мои друзья:

Словом можно убить, словом можно спасти

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

В.Шефнер

(Так закончилась моя первая лекция для детей. Они уходили молча. К сожаления последствий этой лекции я не знаю).

Кто обзывается, тот сам так называется. О сквернословии

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Солдаты, спасенные ангельским воинством

 Это произошло во время первой мировой войны между 26 и 28 августа 1914 года в Бельгии, битва при Монсе. С одной стороны, небольшой отряд со...